Уровень развития ребенка

Что такое оценка уровня развития ребенка

Оценка уровня развития детей – это процедура, проведение которой позволяет установить, насколько развитие ребенка первых лет жизни соответствует нормам, типичным показателям. Это простая и общедоступная методика, которая работает по принципу заполнения анкеты ответами на вопросы, изложенные в вопроснике. Цель проведения такого обследования:

  • Выявление детей, которые предположительно отстают в развитии или имеют риск подобных нарушений.
  • Разработка схемы ранней коррекции и сопровождения детей с отставанием в развитии в той или иной области.
  • Наблюдение за поступательностью развития отстающего ребенка, мониторинг изменений и эффективности коррекции, терапии и реабилитации.

Отвечать на вопросы и заполнять анкету должен человек, который постоянно и плотно общается с ребенком – мама, папа, бабушка, дедушка, опекун.

Как проходит оценка уровня развития по шкале KID и RCDI-2000

Оценка уровня развития детей происходит таким образом:

  • Родители получают от сотрудников медицинского центра анкету (с вопросником), которую нужно заполнить. Анкета KID или анкета RCDI высылаются посредством электронной почты. Чтобы получить материалы, нужно отправить запрос на электронный адрес [email protected] В письме нужно указать такие данные, как фамилия и имя, а также возраст ребенка, адрес проживания и телефонные номер родителей для связи.
  • Родители заполняют анкету, отвечая на 216-252 вопроса, которые относятся к разным областям развития ребенка (речь, понимание языка, движение, самообслуживание и т.д.).
  • Заполненный вопросник возвращается в медицинский центр по электронной почте. Ответы обрабатывает квалифицированный психолог.

Сама анкета бесплатна, стоимость ее обработки психологом и выдачи заключения – 500 рублей. После оплаты результаты обследования (профиль развития по всем областям) будут высланы родным ребенка на электронную почту.

Показания к оценке уровня развития ребенка

Шкала KID применяется для диагностики детей в биологическом возрасте от 2 до 16 месяцев. Или если ранее проведенное обследование указывает на то, что развитие ребенка соответствует именно этому возрасту.

Шкала RCDI-2000 применяется для диагностики детей в биологическом возрасте от 14 до 42 месяцев. А также в случае, если ранее проведенное обследование указывает на то, что развитие ребенка соответствует именно этому возрасту.

Шкала KID и шкала RCDI-2000 обычно применяются комплексно. То есть последовательно или в паре.

Показанием для проведения обследования может стать один из симптомов или возникновение совокупности настораживающих признаков:

  • Нарушения двигательных способностей и активности, ограничение объема и силы движений, их темпа, характера или координации (ползание, ходьба, моторика и т.д.). Наличие непроизвольных движений.
  • Нарушения коммуникативных навыков (понимание чужой речи, способность говорить, строить фразы).
  • Нарушения социально-эмоциональной сферы (игра, общение с близкими и чужими людьми, взаимодействие со сверстниками, проявление эмоций и чувств).
  • Когнитивные нарушения (память, рисование, письмо, чтение, понимание, ориентация в пространстве и во времени).
  • Отсутствие элементарных навыков самообслуживания, которые типичны для детей соответствующего возраста (к примеру, умение одеваться, раздеваться, умываться, ухаживать за собой, ходить в туалет или на горшок, самостоятельно принимать пищу).

Если родители, близкие люди или воспитатели замечают у ребенка подобные или любые другие отклонения в развитии, рекомендовано не откладывать диагностику. Ведь ранее вмешательство наиболее эффективно.

Диагностика развития детей в Хабаровске

Для того чтобы провести оценку развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и 6 месяцев, обращайтесь медицинский центр «Неокортекс» в Хабаровске. Наши специалисты используют актуальные вопросники, разработанные группой ученых специально для России и ряда стран Западной, Восточной Европы.

Обработка заполненных анкет происходит при помощи новейшего компьютерного оборудования. А интерпретацию результатов и выдачу заключения осуществляет квалифицированный специалист.

Если у ребенка действительно есть нарушения в той или иной области развития, сотрудники нашего медицинского центра предложат семье профессиональную помощь. Составляется индивидуальная программа раннего вмешательства. После чего следует кропотливая комплексная работа по восстановлению ребенка. Эта работа ложится на плечи врачей различных специальностей, которые подбирают наиболее подходящие методы реабилитации ребенка, а их арсенал очень разнообразен.

В этом вопросе крайне важно желание и стремление самих родителей принимать участие в процессе лечения и социальной адаптации ребенка. Семье предоставляется психолого-педагогическая и медицинская помощь специалистов. И здесь акцент делается на совместную работу психолога, врачей-реабилитологов и родных больного ребенка.

Критерии оценки уровня познавательного развития

Каждый ребенок обследуется по следующим параметрам:

Ознакомление с окружающим миром.

Элементарные математические представления.

Развитие мелкой моторики.

Представления об окружающем мире достаточно развернуты. Сенсорные эталоны сформированы. Элементарные математические представления соответствуют возрасту. Речь правильная отчетливая. Внимание устойчивое, память хорошая, обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Уверенно владеет карандашом и ножницами. Задания выполняет самостоятельно.

Уровень выше среднего

Представления об окружающем мире достаточно прочные, но ограниченные непосредственным окружением, сенсорные эталоны и элементарные математические представления в основном сформированы. Имеются нарушения в звукопроизношении (ФФН). Память хорошая, внимание устойчивое. Обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Карандашом и ножницами владеет с напряжением. Все задания в основном выполняет правильно, ошибки исправляет самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

Представления об окружающем мире есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления в стадии формирования. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. Обобщает, выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам. Наблюдается системное нарушение речи (ОНР III уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции недостаточно развиты. Задания выполняет с ошибками, которые исправляет с помощью взрослого, темп выполнения замедлен.

Уровень ниже среднего

Нет прочных знаний об окружающем мире. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления не сформированы. Плохая зрительная и слуховая память, затрудняется в обобщении и классификации. Четвертый лишний не выделяет. Системное нарушение речи (ОНР II уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции с предметами не сформированы. При выполнении задания требуется значительная помощь со стороны взросло, часть заданий недоступна, даже после использования приема «разбор образца».

Представления об окружающем мире не сформированы, плохая зрительная и слуховая память, обобщения отсутствуют. Системное нарушение речи (ОНР I уровень). Мелкая моторика не сформирована. Организующая, стимулирующая помощь малоэффективна.

Критерии оценки эмоционально-волевой сферы

Исследуются следующие личностные и психологические особенности ребенка:

Сотрудничество со взрослыми (общительность, контактность).

Характер познавательной деятельности:

— интерес к занятию;

— критичность в оценке своей деятельности;

— эмоциональная устойчивость поведения.

Игра, взаимоотношения со сверстниками.

Ребенок общительный, активный. Охотно играет со сверстниками, выполняет правила игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности, проверяет результат, сам придумывает трудности в работе. Эмоционально стабилен.

Уровень выше среднего

Ребенок общительный, играет со сверстниками, но не всегда подчиняется правилам игры. Проявляет познавательный интерес к большинству видов деятельности, проверяет результат. Однако в процессе деятельности иногда отвлекается. При возникновении трудностей нуждается в поддержке. Преобладает эмоциональная стабильность.

В контакт вступает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение. Игровой процесс примитивен, в играх выполняет второстепенные роли или просто мешает другим. Познавательная деятельность хаотична, непродуманна, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, обучающая помощь малоэффективна. Наблюдается неустойчивость эмоциональных реакций.

Уровень ниже среднего

Общение избирательное, играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Познавательный интерес снижен. Цель деятельности удерживает с трудом, при выполнении задания недостаточно активен и самостоятелен, требуется внешняя стимуляция и постоянный контроль. Импульсивен.

Отказывается от общения с детьми и взрослыми. В играх детей участие не принимает, является пассивным наблюдателем. Познавательный интерес к чему-либо не проявляет, даже простые целенаправленные действия ребенку не доступны. Эмоционально пассивен, инертен.

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Л.С. Выготский ввел

понятие о двух уровнях развития ребенка: первый — зона актуального

развития; второй — зона ближайшего развития.

Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком

уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен

решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень

обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач

ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок

способен решать более сложные задачи.

Предположим, говорил Л.С. Выготский, что два ребенка одного и того же возраста

самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом.

Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и

соответствует, допустим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем

предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. «Перед

нами, — писал далее Л.С. Выготский, — два ребенка с одинаковым умственным

возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, а

другой — на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С

точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения

ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок

оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его

ближайшего развития» (Выготский Л. С).

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы

у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем

судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования

является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования

использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы,

находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому,

продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать

немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку

различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда

ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с

помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То,

что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет

Л.С. Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего

развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение

двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те,

которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Л.С.

Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития

Концепции развивающего обучения.(Общая педагогика. С. 168-195.)

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все

больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из

основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип

развивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в

России. — М., 1994. — С.159-160).

Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов

обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных

отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и

практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания,

посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные

программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской

школы провозглашен принцип развивающего образования.

Однако многие педагоги — ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные

представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и

формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций

развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи

целесообразно обратиться к их анализу.

Концепция Л.В. Занкова. В конце 50-х гг. XX в. научным

коллективом под руководством Л.В. Занкова было предпринято масштабное

экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и

принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку

дидактической системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее

психическое развитие 1 . Они поставили

задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы

гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при

обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось

создавать путем организации экспериментов, проведение которых изменило бы

существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ

и методов. Экспериментальное обучение носило комплексный характер. Это

выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы,

методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов

дидактической системы» 1 .

Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие

обучение на высоком уровне трудности,

изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний,

осознание школьниками процесса учения,

систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению

Л.В. Занкова, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде

всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1-ый- уровень актуального развития — тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся уровней его развития.

2-ой уровень — это зона ближнего развития ребенка — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития. Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития бездейственно. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоной ближайшего разития. Хотя эти 2 процесса непосредственно связаны друг с другом они никогда не совершаются равномерно и параллельно друг другу. Согласно точке зрения Выготского, обучение и воспитание играют ведущую роль в психологическом развитии ребенка.

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие является процессом, т.к. имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается всю жизнь человека. В ходе психического развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личности.

К показателям психического развития ребенка относят:

1) развитие познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие);

2) формирование системы личностных отношений (эмоции, установки, мотивы, потребности, ценностные ориентации и др.);

3) овладение системой разнообразных умственных и практических действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н.А. Русина и В.А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – фиминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое-широкое, толстое-худое, нежное-грубое, красивое-неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).

Предметом психологического изучения являются психологические факты.

1. Физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены.

2. Речь ребенка. Оцениваются следующие параметры речи:

— голос (монотонный-красочный),
— темп (быстрый-замедленный),
— разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый),
— дикция, словарь, используемый ребенком (богатый-бедный, разговорный-изысканный, степень грамотности и др.),

Также при анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

3. Социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

— характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно),
— характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно),
— уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации),
— проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки этих качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

Поделиться «Показатели психического развития ребенка»

Показатели психического развития ребенка

К показателям психического развития ребенка относят:

– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения? Это – психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3–4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное – грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый – замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый – бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная – неадекватная ситуации);

– проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

Диагностика развития – система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.

Зона ближайшего развития – это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.

Психологический факт – предмет психологического изучения.

Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность детей в детском возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.

А. П. Усова (1981) показала, что явление невосприимчивости детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основанной на предоставлении детям свободы в путях и способах действия, на идее «детского творчества».

В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

  • обобщенность мыслительной деятельности;
  • осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
  • гибкость мыслительной деятельности;
  • устойчивость мыслительной деятельности;
  • самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.

А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

  1. уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
  2. уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

Ш уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Более подробно признаки этих уровней даны в табл.

Правильно оценивают работу других

Правильно оценивают собственную работу

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их Умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед Ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

Вопросы для повторения

  1. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в детском возрасте.
  2. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста?
  3. Выделите уровни развития учебной деятельности.
  4. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.

Практические задания

  1. Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй младшей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?
  2. Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего детского возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.
  3. Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, выполнением ими взятых на себя ролей и т. п., можно определить уровень готовности к обучению в школе.

Уровень развития ребенка

Нравственное развитие ребенка достаточно тесно связано с интеллектуальным.

В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.

Выделяются три этапа нравственного развития ребенка.

Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет)

На этом этапе детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет)

Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет)

Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих.

Нравственность по-женски

Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин. Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития.

Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.

Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководство­ваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать челове­ка, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравствен­ности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность

На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.

На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование

Социальные нормы, которым боль­шей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходи­мостью выбора.

На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня само­пожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше при­нимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение

На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду челове­ческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания пере­растает уже в мораль непротивления.

Впоследствии Кольберг, автор «мужской» версии нравственного развития человека, впоследствии исключил из своей классификации постконвенциональную стадию, так как критики сочли ее чрезмерно «эгалитаристской» и носящей на себе слишком явную печать западной культуры.

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Социально-личностное развитие дошкольника включает в себя первое понимание ребенка о нормах, которые приняты в обществе. Вместе с этим это и основа формирования полноценного и адаптированного к социуму индивидуума.

Из названия понятно, что развитие личности ребенка происходит в тесной взаимосвязи с теми социальными нормами, которые приняты в месте проживания ребенка. Такое развитие только тогда бывает полноценным, когда содержит 2 составляющие:

  • o отношения с людьми из близкого окружения ребенка;
  • o важная для этого периода деятельность, в которую входят игры, обучение и помощь.

При этом каждый период развития представляет собой симбиоз прав, проявляющихся в рамках дозволенного в связи с возрастом и уровнем мышления ребенка, а также обязанностей, которые с учетом адаптации к окружающему миру ребенок в состоянии выполнять. Все это формирует собирательное для психологов понятие, называемое социальной ситуацией развития. Несмотря на индивидуальность развития каждого малыша, ситуация развития не является исключением или особенностью. Это вызванная психологическими закономерностями роста ситуация, способная формировать личностное развитие дошкольника.

Тенденции такого развития выработаны опытным путем и исторически сформированы. Но вместе с тем развитие определенного поколения детей может меняться в зависимости от запросов времени.

Самой удобной и эффективной формой социального развития детей является игровая форма. Игра до семилетнего возраста является основным видом деятельности каждого ребенка. А общение — неотъемлемая составляющая игры.

В процессе игры ребенок развивается как эмоционально, так и социально. Он старается вести себя, как взрослый, «примеряет» на себя поведение родителей, учится принимать активное участие в социальной жизни. В игре дети анализируют разные пути разрешения конфликтов, учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение. Родители должны поощрять нравственные поступки ребенка. Все это помогает ребенку в социальном развитии. Ребенок очень восприимчив ко всему: он чувствует красоту, с ним можно посещать кино, музеи, театры.

Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком. Ведь он чувствует неискренность и фальшь. А поэтому может скопировать такое поведение.

Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В. Солодянкина) представлен ниже.

Уровни овладения навыками самообслуживания:

низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.

средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.

высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.

Уровни социальной адаптации

низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).

средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.

высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуативной личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).

низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.

средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.

высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.

Уровень развития ребенка

Нравственное развитие ребенка достаточно тесно связано с интеллектуальным.

В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.

Выделяются три этапа нравственного развития ребенка.

Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет)

На этом этапе детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет)

Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет)

Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих.

Нравственность по-женски

Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин. Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития.

Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.

Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководство­ваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать челове­ка, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравствен­ности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность

На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.

На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование

Социальные нормы, которым боль­шей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходи­мостью выбора.

На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня само­пожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше при­нимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение

На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду челове­ческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания пере­растает уже в мораль непротивления.

Впоследствии Кольберг, автор «мужской» версии нравственного развития человека, впоследствии исключил из своей классификации постконвенциональную стадию, так как критики сочли ее чрезмерно «эгалитаристской» и носящей на себе слишком явную печать западной культуры.

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Ссылка на основную публикацию