Воспитание ребенка 3 года психология

Воспитание ребенка 3 лет в большинстве случаев определяется возрастным кризисом, который связан с переходом от раннего возраста к дошкольному. Воспитание ребенка 3 года психология Этот период у всех детей протекает по-своему, но в большинстве случаев он характеризуется как нестабильный и требующий особого внимания и терпения со стороны родителей.

Основные симптомы кризиса трех лет

Для того чтобы скорректировать свои действия при воспитании ребенка в 3 года, необходимо вовремя заметить симптомы развивающегося кризиса. Их впервые описала Эльза Келлер в своей работе «О личности трехлетнего ребенка», где она выделила:

  • Негативизм. Его основное проявление – отказ подчиняться взрослым, их требованиям и даже обычному укладу жизни. Детские психологи говорят, что при воспитании ребенка 3 лет необходимо отличать негативизм от обычного непослушания. Основное отличие состоит в том, что ребенок не делает именно то, о чем его просят взрослые, независимо от содержания самой просьбы или предложения. Желание противоречить может доходить в некоторых случаях до абсурда, когда ребенок белое называет черным;
  • Упрямство. Желание настоять на своем в этом возрасте может приобретать достаточно категоричные формы. При этом особых мотивов обычно для этого не возникает, но ребенок, невзирая на все разумные доводы, может продолжать стоять на своем первоначальном решении;
  • Строптивость, которая направлена не против конкретного взрослого человека, а в принципе против существующих норм воспитания и образа жизни. Также при воспитании ребенка в 3 года родители должны быть готовы, что их малыш начнет отвергать все любимые игрушки и привычные развлечения, ничего не предлагая взамен;
  • Своеволие, которое выражается в стремлении проявить самостоятельность во всех вопросах;
  • Обесценивание, которое проявляется в попытках ругаться и обзывать тех, кто ему дорог, включая родителей. Также в это время для ребенка могут потерять ценность любимые игрушки, которые он может с легкостью поломать или выбросить;
  • Протест-бунт, проявляющийся в частых ссорах с родителями, состоянии постоянного конфликта с ними и другими людьми;
  • Деспотизм, который больше всего возникает в семьях с одним ребенком. Во время воспитания ребенка 3-4 лет родители должны быть готовы к тому, что их малыш может проявлять желание оказывать давление на окружающих. Он может требовать от них выполнения того, что он хочет в данный момент времени невзирая на разумные доводы о необходимости того или иного действия (например, малышу надо идти в детский сад, потому что мама уходит на работу). Это похоже на попытку ребенка вернуться в младенчество, когда фактически любое его желание выполнялось беспрекословно.

Практически все описанные симптомы затрагивают самого ребенка и людей, которые его окружают. Молодым родителям при воспитании ребенка трех лет может показаться, что у малыша просто скверный характер, однако это не так. Кризис психологи связывают с перестройкой социальных взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми и возникновением предпосылок к самостоятельной деятельности, поскольку ребенок стремится стать похожим на взрослых.

Особенности воспитания ребенка 3 лет

Для того чтобы выработать правильные подходы к воспитанию ребенка в 3-4 года, необходимо понять основные изменения, которые происходят в этом возрасте с малышом:

  • Во-первых, обычно к трехлетнему возрасту организм ребенка достигает достаточного развития для проявления самостоятельности. Малыш становится настоящим исследователем не только окружающего мира, но и собственных возможностей. Поэтому у него возникает протест к любой помощи со стороны родителей и ограничению его активности;
  • Во-вторых, психологи считают, что в этом возрасте «рождается» личность ребенка. При воспитании ребенка 3-4 лет следует понимать, что малыш начинает психологически отдаляться от родителей и осознавать себя отдельной личностью. Наиболее употребляемой в этом возрасте фразой становится «Я сам». Его внутренний конфликт обусловлен именно желанием быть самостоятельным, при осознании своей зависимости от заботы и любви родителей;
  • В-третьих, многочисленные симптомы кризиса могут быть связаны с ошибками в воспитании ребенка в 3-4 года, когда родители вовремя не заметили того, что их малыш вырос, а, значит, в общении с ним необходимо было многое поменять.

Обычно легче всего кризис трех лет протекает в семьях, где изначально ребенок не является центром всей семейной жизни. При этом в семьях, где малыш не опекаем сверх меры родителями и другими родственниками, обычно у ребенка больше возможности для свободного развития, а, значит, значительно меньше повода для протеста.

Происходящие с малышом изменения нельзя игнорировать или подавить авторитарными методами. Раз и навсегда прекратить нежелательное поведение малыша не под силу никаким родителям. Поэтому при воспитании ребенка трех лет родители должны принять своего малыша со всеми проблемами кризисного возраста и постараться минимизировать негативные последствия этого периода. Не следует ожидать того:

  • Что ребенок будет адекватно реагировать на просьбы или запреты;
  • Что малыш будет покладистым и будет быстро соглашаться с любым предложением родителей;
  • Что он не будет выражать отрицательные эмоции.

При этом ко всем проявленным в этом возрасте симптомам нужно отнестись с пониманием, поскольку именно сейчас закладываются многие черты характера, которые определят дальнейшую судьбу малыша. Многие психологи советуют при воспитании ребенка 3-4 лет понять, что «воевать» с ребенком в этом возрасте нельзя, а необходимо искать новые подходы для общения с ним.

По мнению психологов для преодоления кризиса нужно искать «золотую» середину. Воспитание ребенка 3 года психология Это связано с тем, что неограниченная свобода наносит ребенку такой же вред, что и строгие ограничения. Поэтому малышу следует предоставлять больше самостоятельности, однако при этом его не нужно оставлять без внимания, пуская процесс на самотек. Лучшим решением будет сотрудничество, направленное на всестороннее развитие, и поддержка, которую малыш обязательно оценит. Молодым родителям в преодолении кризиса трехлетнего возраста может помочь книга известного педагога М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому», в которой изложены действенные методы воспитания ребенка 3 лет.

При проявлении симптомов, которые во многом напоминают кризис подросткового периода, не следует пытаться «задавить» ребенка собственным авторитетом, а, уважая его стремление к самостоятельности, нужно проявлять больше гибкости и находчивости, стараться увлекать его новыми играми, активным отдыхом, развивающими занятиями. Возможно, с первого раза малыш и не прислушается к словам родителей, однако при всей готовности опротестовать все предложения, он со временем их может принять, если решит, что именно он является их инициатором.

При воспитании ребенка трех лет нужно понимать, что детский бунт необходим для того, чтобы ребенок смог лучше понять себя и развить необходимую для дальнейшей жизни самостоятельность.

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Воспитание ребенка 3 года психологияПоведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым – малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: “я хочу”, “я сам”.
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали – будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность – еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: как проявляется агрессия у ребенка 4-х лет?).
  8. Малышу требуется много внимания – даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес – вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку – за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный стиль воспитания, излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке – небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

Рекомендации других родителей

  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче – вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит – может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

Принципы поведения взрослого во взаимоотношением с ребенком 3-4 лет. Полезные советы для родителей

Скачать:

Вложение Размер
Принципы поведения взрослого с ребенком 3-4 лет 14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей 3-4 лет Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чтобы ребёнок в 3 – 4 года гармонично развивался, взрослым необходима грамотная консультация для родителей:

• Проявляйте терпение и понимание к «противоволе» малыша. Если вы попытаетесь подавить его желания, то он может стать пассивным, апатичным, зависимым от вашей воли, инфантильным. Позволяйте ему настаивать на своём, даже если это выглядит глупо.

• Помните, что упрямство ребёнок проявляет не когда ему чего-то очень хочется, а когда ему важно, чтобы с его мнением считались.

• Постепенно подготавливайте младшего дошкольника к детскому саду. Помогите ему освоить навыки самообслуживания за 4 – 8 недель до поступления в детское учреждение, выработайте подходящий режим дня. Постарайтесь настроить в крохе позитивное отношение к детскому саду, но будьте готовы к негативным реакциям.

• Помогайте малышу разбирать конфликтные ситуации в детском саду. Учите его уважать свои и чужие личностные границы. Покажите ему наглядный пример, для этого относитесь с уважением к нему и другим членам семьи.

• Уважайте эмоции ребёнка: сопереживайте его горю, понимайте злость, разделите с ним радость, ощущайте его усталость.

• Развивайте у него координацию движений, пусть кроха попрыгает, попробует постоять на одной ноге, поиграет с мячом. Для развития моторики займитесь лепкой, учите его завязывать и развязывать шнурки, складывать пирамидки. Совместно занимайтесь спортом.

• Развивайте его речь, для этого следите за чистотой своей речи, читайте ему вслух. Так не только пополнится словарный запас крохи, но и будет развиваться образное мышление, а ваши отношения станут ещё более тёплыми. Интересуйтесь, как прошёл его день, терпеливо отвечайте на его вопросы. Таким образом, педагоги и родители должны изучить возрастные особенности детей 3 – 4 лет, чтобы полностью реализовать воспитательные возможности этой возрастной категории. Это очень важно, так как в этот период формируется характер и принцип поведения будущей личности. Именно в 3 – 4 года закладывается основа физического, интеллектуального и морально-волевого развития ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис — родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за.

Анкета для родителей.

Взрослые своим примером обучают ребёнка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к вещам и предмета.

Мнение родителей и мнение психологов по вопросам воспитания детей: кто прав? Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том.

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам не нужно переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир.(Н.И. Пи.

Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особе.

Ребенок в 3 года — психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?

Ребенок 3 года живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.

Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.

Воспитание ребенка 3 года психология ребенок 3 года

Что умею, что могу

Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.

Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.

Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.

К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.

Если ребенок 3 года своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.

Кризис 3х-летнего возраста

В этом возрасте малыши сталкиваются с первым в их жизни психологическим кризисом. Перестраивается работа нервной системы. Человек начинает осознавать себя отдельной личностью.

Это закономерный этап взросления, но, к сожалению, его прохождение может сопровождаться такими состояниями как:

  • повышенная раздражительность
  • плаксивость
  • эмоциональная неустойчивость
  • нарушения сна
  • проявление неврозов
  • проявление речевых нарушений

Воспитание ребенка 3 года психология Кризис 3х лет — сложный и важный этап развития

От родителей и педагогов требуется понимание того, что происходит в этот период с ребенком. Стоит постараться мягко, но требовательно напоминать ребенку о правилах поведения, отвлекать ребенка, когда он сильно расстроен, научиться с ним договариваться. И помните — это пройдет.

3 года — гигиена

К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.

Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.

Воспитание ребенка 3 года психология Учимся сами чистить зубы

3 года — речь

На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.

Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.

Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.

Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.

Совершенству тела нет предела

Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:

  • малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
  • умеет забираться на горки и спускаться с них;
  • хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
  • ловит мячик обеими руками;

Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.

Воспитание ребенка 3 года психология

Психология воспитания детей 3, 4 лет – это вопрос, требующий особого внимания. Дело в том, что зачастую основной причиной капризов и упрямства трехлетних детей является то, что малыши начинают считать себя взрослыми. Вот только их родители этого не только не принимают, но даже и не замечают.

Психология воспитания детей в этом возрасте

Кризис трех лет – это сложный период для любого малыша. Ведь позиция родителей остается неизменной и звучит, как «Ты маленький», а вот малыш впервые занимает позицию «Я умею», «Я сам», «Я знаю» и т.д. Но пережить этот кризис без существенных последствий для обеих сторон под силу любым родителям. Для этого нужно не только умело направлять в нужное русло желания малыша, но при этом признавать его право выбора, не теряя его уважения.

Основной вопрос сводится к простой фразе: «можно ли во всем уступать своему чаду?». Конечно же, нет. Но для каждой конфликтной ситуации непременно должно находиться педагогическое решение, в основе которого и будет лежать знание психологических особенностей 3-4-летних детей. В разрешении любого конфликта в этом возрасте родители должны воспринимать своего ребенка как единственную и неповторимую личность.

Особенности «кризиса 3 лет»

Итак, возраст 3-4 года – это настоящая «буря и натиск». Тем не менее, психологи уверяют, что данный кризис не только неизбежен, но и необходим для нормального становления личности малыша. Сами по себе подобные преобразования – это возрастные изменения личности, которые затрагивают, как психические процессы, так и изменяют жизненную позицию ребенка, его мировоззрение. Такой кризис буквально обновляет личность, так как в этот период ребенок целиком меняется, во всех основных чертах своего характера.

Такой процесс становления сложен для ребенка и его родителей. Ведь взрослые не всегда могут успеть за возрастными изменениями в детской психике, а нередко и сами провоцируют негативное поведение, от которого затем сами и страдают.

Не стоит забывать, что такое поведение совершенно не является обязательным. Ведь примерно треть детей переживает данный кризис без проявления симптоматики трудновоспитуемости. В этом случае неизбежность самого кризиса будет выражаться в направлении развития ребенка и его темпах. То есть, сам по себе процесс объективный и поэтому неминуемый.

Зато стиль поведения конкретного ребенка в кризисной фазе – это субъективный фактор, который отличен у разных детей. Причем даже один ребенок может существенно изменяться на протяжении всего кризиса, что нашло свое отражение в психологии воспитания детей 3,4 лет. Это уже будет влиять на стиль поведения родителей.

Приемы предотвращения конфликтов

Специалисты говорят о нескольких действенных приемах, которые помогут эффективно избежать конфликтов. Это:

1.​ Установление очередности в использовании любого спорного предмета. Причем желательно, чтобы младшие школьники в подобной очереди находились не более минуты, так как у них на большее попросту не хватает терпения.

2.​ Поиск совместно с ребенком выхода, который устроил бы всех участников конфликта.

3.​ Дошкольники должны постоянно знакомиться со все новыми одобряемыми и осуждаемыми поступками, которые будут им понятны, причем даже с теми, с которыми пока им не приходилось встречаться на практике.

Советы родителям в психологии воспитания детей 3,4 лет

Как уже было отмечено выше, возраст 3-4 года одинаково трудно переживается, как детьми, так и их родителями. Поэтому родителям стоит вспомнить о нескольких простых советах психологов, на тему того, как пережить это время мирно. Необходимо:

— давать своему ребенку право выбора, а также возможность иметь собственное мнение, так как, по сути, он ничем не отличается от других;

— любить малыша просто за то, что он есть, но ни в коем случае не за то, что он «хороший», при этом ничего нельзя требовать взамен;

— малыша нужно как можно чаще хвалить за совершенные хорошие поступки, ведь его пока нельзя перехвалить в принципе;

— требовать от ребенка что-то только с проявлением уважения к нему;

— играть с малышом чаще, ведь именно в играх он примеряет на себя роль взрослого, который все может сделать самостоятельно;

— не давить на малыша авторитетом, а, напротив, по мере возможности, общаться с ним на равных;

— осуждать нужно не самого ребенка, а только его отдельный поступок;

— даже в случае порицания, необходимо сравнивать его плохие поступки с хорошими.

К этому списку можно добавить лишь пункт о необходимости обнимать своего ребенка хотя бы по 5 раз на протяжении дня. Это подарит ему не только чувство защищенности, но и уверенность в себе и в том, что его любят.

А вот поступки ребенка с поступками других детей сравнивать ни в коем случае нельзя, так как это только создаст предпосылки к появлению неуверенности в себе и унизит его.

Воспитание ребенка 3 года психология

Как воспитывать ребёнка в 3, 4 года

Знаем ли мы, что капризы и упрямства чаще всего вызваны тем, что трехлетние дети считают себя уже взрослыми, а мы этого не замечаем и не принимаем?

Позиция трехлетнего ребенка: «Я сам», «Я умею», «Я знаю», а позиция взрослого все еще: «Ты маленький». С этим связан кризис трех лет. Это сложный период и для ребенка, и для взрослого. Чем он кончится, с какими последствиями, — зависит от нас. Как поступить, чтобы не потерять уважение ребенка, признать его право выбора и в то же время направить его желания в нужное русло?

А можно ли уступать во всем? Это вопрос для психологов. Мы же предлагаем некоторые педагогические приемы для разрешения конфликтных ситуаций, основанные на знании психологических особенностей детей трех лет.

— Почему сын или дочь должен есть ту кашу, которую предложила мама, а не ту, которую он(а), выбрал(а) сам(а)?

— Почему надо ложиться спать, когда мама с папой смотрят телевизор, а игра ребенка в самом разгаре?

Вот типичные конфликты «отцов и детей» трех-четырех лет.

Разрешая их, нельзя забывать, что каждый ребенок — это личность, единственная и неповторимая. Не все приемы пригодятся для ВАШЕГО ребенка, из них надо выбрать те, которые помогут выйти из конфликта без ущерба для обеих сторон.

Полезные советы для родителей по воспитанию детей

Нужно:

♦ Любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он «хороший», и ничего не требовать взамен. (Я тебя люблю, и ты должен меня слушаться! — Но разве за любовь мы должны?!)

♦ Предоставлять ребенку право выбора, возможность иметь собственное мнение, ведь он такой же член семьи, как и все другие. (А ты как считаешь? А ты что выбираешь?)

♦ Чаще хвалить малыша за хорошие поступки. Не бойтесь, вы не перехвалите. (Ты сегодня убрал все игрушки, молодец! Помог мне, да и игрушки довольны. А иначе бы они огорчились, да и я тоже!)

♦ Быть с ребенком на равных, а не давить на него своим авторитетом (ведь авторитетом давить нельзя, его нужно заслужить).

♦ Чаще играть с ним, ведь в игре он взрослый и все умеет делать сам. А если он «взрослый» в игре, так, может, и кризис пройдет незаметно, плавно?

♦ Требовать что-то от ребенка с уважением к нему (Я тебя люблю, но пока ты не умоешься, мы не пойдем гулять. У тебя свои условия, у меня свои. Давай вместе выполнять их.)

♦ Осуждать отдельный поступок, а не самого ребенка. «Ты разбросал свои вещи, ты плохой!» — так нельзя делать замечания, это формирует у ребенка чувство вины и сознание собственной неполноценности. Нужно говорить: «Ты разбросал свои вещи — это плохой поступок, это на тебя не похоже, ведь ты аккуратный!»

♦ При порицании сравнивать плохой поступок ребенка с его хорошим поступком. (Сегодня ты порвал книгу, а вчера сложил аккуратно все игрушки в коробку.) Обнимать ребенка не менее 5 раз в день. Это дает ребенку чувство защищенности, уверенности в себе. Его любят, значит, он хороший.

Нельзя:

♦ Сравнивать поступки ребенка с поступками других детей. Это унижает его, создает неуверенность в себе. Отсюда стыд и страх: а вдруг его разлюбят.

♦ Ругать ребенка за плохие поступки. Нужно лишь огорчаться. (Ты сегодня не слушал бабушку, это меня огорчило.)

Воспитание ребенка 3 года психология

Психология воспитания детей 3, 4 лет – это вопрос, требующий особого внимания. Дело в том, что зачастую основной причиной капризов и упрямства трехлетних детей является то, что малыши начинают считать себя взрослыми. Вот только их родители этого не только не принимают, но даже и не замечают.

Психология воспитания детей в этом возрасте

Кризис трех лет – это сложный период для любого малыша. Ведь позиция родителей остается неизменной и звучит, как «Ты маленький», а вот малыш впервые занимает позицию «Я умею», «Я сам», «Я знаю» и т.д. Но пережить этот кризис без существенных последствий для обеих сторон под силу любым родителям. Для этого нужно не только умело направлять в нужное русло желания малыша, но при этом признавать его право выбора, не теряя его уважения.

Основной вопрос сводится к простой фразе: «можно ли во всем уступать своему чаду?». Конечно же, нет. Но для каждой конфликтной ситуации непременно должно находиться педагогическое решение, в основе которого и будет лежать знание психологических особенностей 3-4-летних детей. В разрешении любого конфликта в этом возрасте родители должны воспринимать своего ребенка как единственную и неповторимую личность.

Особенности «кризиса 3 лет»

Итак, возраст 3-4 года – это настоящая «буря и натиск». Тем не менее, психологи уверяют, что данный кризис не только неизбежен, но и необходим для нормального становления личности малыша. Сами по себе подобные преобразования – это возрастные изменения личности, которые затрагивают, как психические процессы, так и изменяют жизненную позицию ребенка, его мировоззрение. Такой кризис буквально обновляет личность, так как в этот период ребенок целиком меняется, во всех основных чертах своего характера.

Такой процесс становления сложен для ребенка и его родителей. Ведь взрослые не всегда могут успеть за возрастными изменениями в детской психике, а нередко и сами провоцируют негативное поведение, от которого затем сами и страдают.

Не стоит забывать, что такое поведение совершенно не является обязательным. Ведь примерно треть детей переживает данный кризис без проявления симптоматики трудновоспитуемости. В этом случае неизбежность самого кризиса будет выражаться в направлении развития ребенка и его темпах. То есть, сам по себе процесс объективный и поэтому неминуемый.

Зато стиль поведения конкретного ребенка в кризисной фазе – это субъективный фактор, который отличен у разных детей. Причем даже один ребенок может существенно изменяться на протяжении всего кризиса, что нашло свое отражение в психологии воспитания детей 3,4 лет. Это уже будет влиять на стиль поведения родителей.

Приемы предотвращения конфликтов

Специалисты говорят о нескольких действенных приемах, которые помогут эффективно избежать конфликтов. Это:

1.​ Установление очередности в использовании любого спорного предмета. Причем желательно, чтобы младшие школьники в подобной очереди находились не более минуты, так как у них на большее попросту не хватает терпения.

2.​ Поиск совместно с ребенком выхода, который устроил бы всех участников конфликта.

3.​ Дошкольники должны постоянно знакомиться со все новыми одобряемыми и осуждаемыми поступками, которые будут им понятны, причем даже с теми, с которыми пока им не приходилось встречаться на практике.

Советы родителям в психологии воспитания детей 3,4 лет

Как уже было отмечено выше, возраст 3-4 года одинаково трудно переживается, как детьми, так и их родителями. Поэтому родителям стоит вспомнить о нескольких простых советах психологов, на тему того, как пережить это время мирно. Необходимо:

— давать своему ребенку право выбора, а также возможность иметь собственное мнение, так как, по сути, он ничем не отличается от других;

— любить малыша просто за то, что он есть, но ни в коем случае не за то, что он «хороший», при этом ничего нельзя требовать взамен;

— малыша нужно как можно чаще хвалить за совершенные хорошие поступки, ведь его пока нельзя перехвалить в принципе;

— требовать от ребенка что-то только с проявлением уважения к нему;

— играть с малышом чаще, ведь именно в играх он примеряет на себя роль взрослого, который все может сделать самостоятельно;

— не давить на малыша авторитетом, а, напротив, по мере возможности, общаться с ним на равных;

— осуждать нужно не самого ребенка, а только его отдельный поступок;

— даже в случае порицания, необходимо сравнивать его плохие поступки с хорошими.

К этому списку можно добавить лишь пункт о необходимости обнимать своего ребенка хотя бы по 5 раз на протяжении дня. Это подарит ему не только чувство защищенности, но и уверенность в себе и в том, что его любят.

А вот поступки ребенка с поступками других детей сравнивать ни в коем случае нельзя, так как это только создаст предпосылки к появлению неуверенности в себе и унизит его.

— Я сам! — настойчиво потребовал Юрик в два с половиной года. Не то чтобы с ним раньше не считались, не спрашивали его мнения, но теперь он именно так формулировал свое желание, твердо отстаивая право на самостоятельность. Сам буду одеваться, сам буду умываться, сам знаю, что кушать, где гулять!

Воспитание 3-летнего ребенка — «Приехали»…

В моей голове никак не укладывалось: моя кроха, еще недавно мирно посапывающая в люльке, требующая постоянного родительского внимания и заботы, выросла! Три года как не бывало. Уже не надо ему поддерживать голову, не нужно подстраховывать при каждом шаге, придумывать, чем бы его занять.Удивительное дело, он вполне может многое делать сам, без моей помощи. Сын явно стремился к самостоятельному принятию решений.

Воспитание ребенка 3 года психология

Готова ли я к подобным переменам? Какие сложности подстерегают меня при воспитании 3-летнего ребенка? Обратимся к теории вопроса.

Перерезаем пуповину

Девять месяцев мама вынашивает ребенка. Они с ним словно одно целое. С перерезанием пуповины новорожденный начинает самостоятельно дышать, есть, пить, спать, но по-прежнему нуждается в неусыпной поддержке матери, всецело зависит от своих родителей.

Малыш быстро и порой незаметно для собственных воспитателей взрослеет. Сначала в семье радостно отмечают каждый месяц со дня его рождения, потом по полгода, затем каждый новый год — по-взрослому. Но к знаменитому кризису трех лет многие мамы оказываются неподготовленными.

Здравствуй, кризис трех лет!

Примерно в три года малыш ярко заявляет о том, что желания его родителей и его желания — разные вещи. Карапуз начинает упрямиться, своевольничать, делать все наперекор воли своих воспитателей.

Некоторые взрослые, воспитывая 3-летнего ребенка, активно сопротивляются, подавляют желание к самостоятельности малыша. Ругают его, что он делает все не так. Тем самым губят на корню инициативу ребенка.

Оправдывают они свои действия вполне логично:

«Зачем спрашивать ребенка, что он хочет? Мать и так знает, что для него лучше, у меня огромный опыт за плечами, а у него что? Голое желание показать свое «я»?»

«Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!»

«Я все для него, все ему, а он стал артачиться будто баран, все делает наоборот».

Другие стремятся все сделать за ребенка самим. Маменька сама с ложечки покормит, оденет – разденет, на горшочек посадит или в памперс четырехлетнего карапуза упакует, на детской площадке с ним поиграет, рьяно оберегая от негативного влияния сверстников.

«Мало ли чему научат. Родная мать плохого не пожелает, не посоветует!» Больше нее никто дите ее любить не будет. Живет заботливая мама по принципу: плохи те родители, которые не прокормили свое чадо до пенсии. Старается, что есть мочи, заботится о ребенке, но то, что своими руками ломает ему жизнь, и не догадывается. Всегда найдет других виноватых.

Воспитание 3-летнего ребенка — «Семь бед…»

Психологи обобщили негативные проявления в поведении детей трехлетнего возраста (при этом они уточняют, что возрастные рамки кризиса, как и время его прохождения строго индивидуальны): своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

Специалисты по детским душам дают общие для всех советы:

•Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно

•Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию

•Больше уделяйте времени ребенку

•Принимайте его таким, какой он есть

•Не меняйте своих решений, идите до конца

•Поощряйте хорошее поведение, плохое — игнорируйте

•Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт и т.д.

Таблетки от всех болезней не существует, чтобы излечить недомогание, нужно знать конкретную причину. Так и с негативными проявлениями кризиса трехлетнего возраста у ребенка. Чтобы правильно воспитывать 3-летнего ребенка, надо знать индивидуальные особенности малыша, отличать рыбку от птички, чтобы корректировать методы воспитания.

Воспитание 3-летнего ребенка — Что происходит?

Три года — это первый рубеж на пути к независимости ребенка от родителей. Он выделяет себя из общей массы людей. В его лексиконе появляется местоимение «Я». Он осознает свои желания. Жаждет общения со сверстниками. Ему становится тесно в узком семейном кругу, он пытается выйти наружу. И тут работает принцип: «свои не уронят, чужие не затопчут».

Воспитание ребенка 3 года психология

«Кризис трех лет» — первый этап отделения ребенка от родителей, прежде всего, от матери. Малыш постепенно осознает свое «Я», свои потребности. Само по себе такое осознание и есть отделение. «Я хочу чего-то другого, а не того, что сейчас делают со мной» — отсюда протестные настроения малыша.

Важно правильно и адекватно относиться к детским запросам. Гибко, предоставляя ребенку возможность решать и делать так, как он хочет, там, где это можно. И адекватно ограничивая там, где это делать нельзя. Требования родителей должны возникать не на пустом месте, а быть обоснованными и понятными ребенку. При этом малыш должен чувствовать готовность взрослых ему помочь, подставить плечо в трудную минуту.

Если вы понимаете векторальные особенности своего ребенка, сделать это становится легко, а конкретные проявления вашего малыша начинают легко поддаваться вашей родительской коррекции.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Воспитание ребенка 3 года психология Воспитание ребенка 3 года психология Воспитание ребенка 3 года психология Воспитание ребенка 3 года психология Воспитание ребенка 3 года психология

Проявления кризиса 3-х лет

Знакома ли вам такая картина? Малыш в магазине бьётся головой о пол и отказывается уходить без желанной игрушки. На улице кроха снимает и бросает шапку, кривляясь и заявляя, что не наденет её. Примеров множество. Мы хватаемся за голову и судорожно перебираем в голове причины такого поведения. На самом деле ничего страшного, неизведанного и удивительного. Это всего лишь кризис трёх лет!

Проявления этого самого кризиса у всех деток свои, индивидуальные. Упрямство, неуправляемое поведение, желание настоять на своём, стремление к чрезмерной самостоятельности и любое отклонение опёки, необоснованная агрессия, слёзы и попытки «лезть на рожон» — часто встречающиеся признаки кризиса 3-х лет.

Не волнуйтесь, если пришла пора и вам столкнуться с этим периодом развития детей. Простые правила поведения помогут свести к минимуму нежелательные проявления кризиса.

Правило №1. Спокойная мама—спокойный малыш

Малыш часто злится, закатывает истерики, ругается и плачет? Сложно не выйти из себя! Постарайтесь остаться спокойной, ведь ваша раздражительность лишь усиливает негативные реакции ребёнка. Плюс, не давайте карты в руки маленькому манипулятору. Он поймет, как можно вывести родителей из себя, и при необходимости воспользуется этим повторно. Помните: дети слушаются только тех, кто не показывает сильных эмоций.

Правило №2. Я тебя люблю

В этот непростой этап развития ребёнка ему особенно важно слышать, что его любят, ценят. Если же он неправ, в мягкой форме объясните ему этот момент. Крики и недовольство, критика и ругань приведут к формированию комплексов, в том числе и комплекса неполноценности. Добиться послушания можно не только запугав и надавив, а любовью, лаской и, конечно, терпением.

Правило №3. Никаких сравнений

Не сравнивайте достижения своего ребёнка с поступками и успехами других детей. В таком возрасте дух соперничества развит слабо, поэтому дифирамбы в адрес другого малыша могут вызвать самые недобрые чувства к тому, с кем его сравнивают родители. Проводя такую политику, послушания вы не добьетесь, а на развитие ребёнка она может повлиять негативно.

Правило №4. Не подавляйте самостоятельность

Три года – период тяги к самостоятельности. Задача родителей – стимулировать и развивать её. Пусть сам выберет одежду для прогулки, разберет игрушки. Даже если кроха сделает это не очень хорошо — похвалите, одобрите его действия. Ему необходимы ваша поддержка и одобрение.

Правило №5. Право выбора

У ребёнка всегда должен быть выбор. Интересуйтесь, что он хочет съесть, какой мультфильм посмотреть, какую шапочку надеть на прогулку. Это важно для развивающейся личности и становления психики ребёнка.

Соблюдайте грань между лояльностью и вседозволенностью. Маленькие хитрости никто не отменял. Если знаете, что за окном холодно, предложите на выбор 2 шапки по погоде. Поверьте, если предоставить малышу, как взрослому, возможность выбирать, вероятность скандала снизится.

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

У трёхлеток в этом возрасте происходит очередной кризис и об этом написано немало книг и статей на тему: ребёнок, 3 года, психология, особенности поведения. И это правильно, ведь психология ребенка 3 лет – это особый пласт, который, может быть, надо изучать и дальше.

Что же происходит, когда начинается кризис трёх лет? Это переход к новому типу взаимоотношений с миром, иное восприятие себя и окружающих людей.

Типичные симптомы кризиса:

  • малыш начинает отстаивать своё «Я»;
  • хочет всё решать самостоятельно;
  • становится упрямым;
  • возникает чувство собственности и ревности.

Как при этом вести себя родителям? В первую очередь, мудро. Хвалить ребёнка за успехи, но твёрдо пресекать непослушание, не показывать, что ими можно манипулировать.

Воспитываем, играя!

Покажите ребёнку правила поведения незаметно, на примерах в игре. Ведь дети не студенты в университете, готовые слушать ваши лекции. Возьмите куклу или мишку с собой на прогулку. Положите игрушку на пороге и изобразите, что она плачет и не хочет надевать шапочку. Попросите ребёнка объяснить игрушке, что на улице холодно и надо защитить ушки. Попросите примером показать, как можно быстро и без слез собраться на улицу.

Творческий подход в воспитании ребёнка сбережет ваши нервы и поможет сформировать в крохе, в период его кризиса, правильное поведение!

Кризис трех лет

Воспитание ребенка 3 года психологияТрёхлетие знаменуется кризисом, который можно назвать — «Я сам». Малыш уже полностью осознает себя личностью и испытывает настоятельную потребность — во что бы то ни стало заявить о своей индивидуальности, проявить свое «Я». Но как это делается – он ещё не знает, поэтому идёт самым «простым» путём – противопоставляет себя взрослым и действует вопреки воле родителей.

Родителям нужно понимать, что кризис – это временное явление, и малышу в этот период самому не сладко! Помогите ему! Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он чувствовал себя значимым, любимым и нужным. Относитесь к нему как к равному, предоставьте больше свободы и постарайтесь быть гибкими.

Чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок — более отзывчивым и гибким.

Старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если у вас мало денег и т.п.), старайтесь сглаживать разногласия и учите этому вашего кроху. Но не бойтесь ввести пару – тройку ограничений, при этом будьте последовательны и не отступайте от введенных вами правил, строго следуйте им, не поддавайтесь на провокации (топанье ногами, громкий плач и т.д.). Учите малыша выражать свои мысли, желания и чувства словами, а не истериками.

Плохое поведение

Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:

  • Нехватка внимания – это наиболее распространенная причина плохого поведения детей. В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.

В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание – и они не всегда будут «адекватными».

Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спокойненько сидит один в комнате и играет в «конструктор», никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь – вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.

Поэтому старайтесь игнорировать плохое поведение малыша, хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.

  • Самоутверждение . Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.

Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.

В детском саду детей приучают к строгой дисциплине: нельзя бегать по группе, надо всем вместе мыть руки, вместе кушать и спать. И никого не интересует – хочет ребенок сейчас кушать или нет, хочет гулять или нет. Поэтому вечером, после садика ребенку особенно важно чувствовать сотрудничество с родителями. А если этого нет, малыш может начать протестовать, упрямиться и отстаивать своё мнение любыми путями.

  • Месть. Иной раз плохое поведение ребенка проистекает из его обиды. Причем обида может возникнуть, казалось бы, на «пустом месте»: мама вышла на работу, а ребенком занимается няня. Ребенку кажется, что если бы не няня, мама была бы с ним и мстит няне, специально её не слушаясь. Или малыша отдали в детский сад, ему там плохо и чтобы донести это до мамы или воспитателя – он вымещает на них (или на ком-то одном) свою злобу и обиду: отказывается от еды, капризничает, обижает других детей (пусть и другим будет плохо). Или, если, например, родители строго наказали ребенка, он может отомстить, разбив любимую мамину вазу.

Родителям нужно проявлять любовь, внимание, понимание и доверие к ребенку, поддерживать с ним эмоциональный контакт и ни в коем случае не применять телесные наказания. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте, почему нужно ходить в детский сад, что чувствуют другие дети, люди и т.п.

  • Заниженная самооценка . Если малыш часто наталкивается на родительское равнодушие, негативизм, авторитарность, сомнения в его силах и т.п., то он может начать испытывать неуверенность в себе.

Возможна и обратная ситуация, когда родители постоянно потакают своему ребенку и чересчур опекают его. Когда такой ребенок начинает ходить в детский сад и оказывается среди сверстников, он вдруг, совершенно неожиданно для себя, оказывается одним из «худших»: не умеет сам есть, одеваться, проситься на горшок – естественно, что в этом случае малыш чувствует свою несостоятельность и испытывает дискомфорт. И вот, чтобы хоть как-то поднять свою значимость и почувствовать власть над другими, он начинает неосознанно мстить, чаще исподтишка: вредить родителям или другим детям.

Будьте внимательны к ребенку, хвалите его, не критикуйте, поддерживайте его начинания и помогайте справиться с затруднительными ситуациями.

Трёхлетний ребенок обычно уже хорошо понимает свою половую принадлежность. Мальчики хотят походить на своих отцов, девочки – на матерей. Они стремятся во всем подражать им и с удовольствием выполняют «мужские» или наоборот «женские» обязанности.

В этот период закладывается образец будущих взаимоотношений с противоположным полом. Поэтому родителям следует внимательно следить за своим поведением и речью.

Ссылка на основную публикацию