Задержка речевого развития 4 года

Когда появляется маленький человек, на родителей шквалом обрушиваются дополнительные заботы и требуют максимальной отдачи старших. Но основной задачей является подготовка ребенка к обществу, его всестороннее развитие, в том числе речь.

Часто молодые и неопытные родители слышат от многочисленных родственников и знакомых старшего поколения: «Не мучайте, он же ребёнок. Придёт время — сам заговорит!». И всё в этом духе. В некоторых случаях действительно бывает такое «чудо». Но чаще, при отсутствии должных мер, даже к 5 годам у детей наблюдается задержка речевого развития.

Что за диагноз – ЗРР?

Задержкой речевого развития принято считать любое отклонение в речи ребёнка, если он:

  • пропускает в речи какой-либо звук;
  • заменяет один звук другим (чаще «р», «л», «ж», «ш»);
  • путает слоги в словах;
  • говорит на «иностранном» языке.

В начале, когда ребенку всего 1,5-2 года, это кажется довольно забавным. И если пустить всё на самотёк, то и к 6 годам картина останется прежней.

До 5 лет маленький ребёнок словно «пластилин», что из него «слепишь», то и останется. Из этого следует, что малыши раннего возраста легче поддаются обучению. Поэтому важно еще на начальных этапах заметить отклонение и начать работу по устранению.

Как избежать задержки речевого развития?

Избежать ЗРР вполне реально, если начать вовремя. Только следует помнить, что стоп-факторами при становлении речи являются:

  • двуязычие в семье, взрослым стоит определиться, на каком они языке будут говорить. Ведь малышу сложно понять, почему мама говорит так, а папа совсем по-другому;
  • искажение речи среди взрослых, иными словами «сюсюканье». Но и не стоит говорить с ним, как с доктором филологических наук. Речь должна быть немного замедленной и не иметь сложных предложений;
  • общение с взрослыми детьми, с явными признаки задержки речевого развития. Это не значит, что стоит совсем ограждать от общения. В раннем возрасте предпочтительно общение со сверстниками;
  • слишком высокие требования со стороны родителей при развитии. Не стоит читать ему высококультурные хокку японских писателей. Это сложно для его понимания. На просторы интернета пестрят детской литературой и песнями для раннего возраста.

Домашние методы работы с ребёнком

Основным из способов развития речи является артикуляционная гимнастика. Она подразумевает комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышц ротовой полости. Наиболее популярные, которые осилит даже годовалый малыш:

  • «Улыбка»: растягивание губ в улыбке, сам рот остается закрытым;
  • «Поцелуй»: смыкание губ вместе, имитируя поцелуй;
  • «Лопатка»: высовывание языка наружу, нужно следить, чтобы губы и язык не были напряжены;
  • «Маятник»: перевод языка из стороны в сторону, взрослому можно сопровождать имитацией часов (тик-так);
  • «Вкусная кашка/ягодка»: вождение языком по губам;
  • «Хомячок»: надувание щек и задержка в таком положение на несколько секунд.

Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Ещё одним популярным методом является логопедический массаж. Не нужно быть супер специалистом в логопедии, чтобы провести по внутренней стороне рта ребёнка силиконовой щёточкой либо намотанной марлей на чистый палец. Массировать при этом без нажима, лёгкими круговыми движениями. Для начала хватит и 30 секунд на массаж каждой стороны щёк и нёба малыша. Если он против процедуры, заставлять насильно не нужно.

Массирование позволит укрепить и в то же время расслабить мышцы. После «разогрева» малышу станет легче воспроизводить звуки. И запоминать правильное положение языка при произношении.

При ответственном подходе к данным методам, не забывая про дополнительные способы развития, можно добиться хороших результатов. В дальнейшем это позволит избежать работы с логопедом. Но следует помнить, что при задержке речи в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), помощь специалиста необходима.

Здравствуйте, дорогие читатели! Время неумолимо бежит, дети растут с каждым днем. Чем старше они становятся, тем больше способностей и навыков у них развивается. Соответственно и речевое развитие не стоит на месте. Именно об это и пойдет речь в нашей статье: какова должна быть речь ребенка в 4 года.

Особенности речевого развития 4-летнего возраста

Окружение детей

Уровень речевого развития в этом возрасте максимально зависит от окружающей среды вашего сынишки или дочурки. Что имеется в виду под этим? Во-первых, воспитание в семье.

Родители не должны отмахиваться от детей, когда те желают поговорить. Умейте выслушать их в любой момент. Более того являйтесь и сами инициаторами разговора. Следите за правильностью своей речи. Вы все еще главный пример для своего чада.

Во-вторых, высококвалифицированный воспитатель и хороший детский сад также оказывают влияние. В этом возрасте ребенок проводит 50/50 времени дома и в детском саду. Поэтому очень важно найти подходящее заведение и преподавателя, который знает свое дело. Однако, нельзя скидывать все работу, направленную на развитие ребенка, на бабушек, нянь и воспитателей.

В-третьих, не стоит забывать про правильную художественную литературу и ее наличие в целом. Если у вас стоит выбор между покупкой новой игрушки или книжки, то не раздумывая берите книгу.

Читайте с ребенком как можно больше. Придумывайте задания по книгам. Например, изменить концовку или составить рассказ по картинке и т.д.

Своеобразие речи

Задержка речевого развития 4 годаВсе вышеперечисленное можно отнести к человеческому фактору. Теперь давайте поговорим о более конкретных особенностях. Главным отличиям словарного запаса этого возраста является то, что в речи появляется больше прилагательных.

Это связано с тем, что для детей становится важно уточнить качества и признаки предмета. Также в речи увеличивается количество предлогов и местоимений.

Что касается грамматического строя, то отличительной чертой детской речи становится частое употребление более сложных предложений. Ошибки встречаются все реже, но все же они имеют место: неправильная структура предложений, неверное согласование по родам и числам и ошибочные глагольные окончания.

В вопросе звукопроизношения, артикуляция становится все лучше, натренированней и уверенней. В этом возрасте с детьми уже начинают проводить работу логопеды в детском саду. Так что при возникновении какой-либо проблемы они помогут. Будьте лишь внимательны с ребенком, чтобы вовремя заметить какие-либо нарушения.

Нормы речевого развития детей 4-х лет

  1. Ребенок употребляет слова точно по смыслу.
  2. В его словарном запасе присутствуют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.
  3. Способен описать картинку в 7-8 предложениях.
  4. Малыш способен контролировать громкость речи.
  5. В речи присутствует выразительная интонация.
  6. Правильный темп речи.
  7. Ребенок в силах выучить несложные стишки и песенки.
  8. Произношение всех звуков правильное, однако могут возникнуть проблемы с л, р, ш, щ, ц.

Задержка развития речи

Задержка речевого развития 4 годаСуществует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).

К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.

Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.

С социальными причинами обычно справиться легче, чем с биологическими. Но в любом случае, важно – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту. Давайте перечислим некоторые примеры задержки речи.

  • неправильное произношение сложных слов;
  • не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
  • словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
  • нарушена артикуляция;
  • не замечает ошибки за собой и другими.

Диагностика нарушений

Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.

  1. Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
  2. Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
  3. Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
  4. Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
  5. В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.

Как помочь малышу в речевом развитии?

Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:

Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.

  1. Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
  2. Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
  3. Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
  4. Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
  5. Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.

Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:

Дорогие будущие или нынешние родители, уделяйте своим детям достаточно сил и времени! Ведь это способствует их правильному и успешному развитию. Надеюсь, статья про речь ребенка в 4 года была вам полезна. Оставляйте свои комментарии и делитесь своим опытом. До свидания!

Ситуация, когда ребенку уже три года, а он не разговаривает или произносит лишь несколько слов, и те сложно понять, не на шутку должна взволновать родителей. Ведь в этом случае у малыша не развивается кругозор, замедляется темп психического развития, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам.

Задержка речевого развития 4 годаЗа психическим и речевым развитием ребенка необходимо следить с раннего возраста.
Фото: globallookpress.com

Лечение задержки речевого и психического развития у детей — важный момент, которому в Самаре уделяют внимание специальные клиники. В 2 года малыш должен произносить слова, а в 3 года — говорить связно. Если этого не происходит, надо обращаться к специалистам, которые отмечают: психоречевое развитие важно восстановить до школы.

С подобной проблемой сталкиваются примерно 10% родителей, чаще она встречается у мальчиков. Лечение задержки речевого и психического развития у детей в Самаре проводят неврологи, логопеды, дефектологи, медицинские психологи и другие специалисты, в том числе остеопаты.

Лучшие клиники по лечению задержки речевого и психического развития у детей в Самаре в 2021 году

Реабилитационный центр «Журавушка»

Адрес

Телефоны

Самарская областная детская клиническая больница имени Н.Н. Ивановой

Адрес

Телефон

Самарская областная клиническая больница имени В. Д. Середавина

Адрес

Телефон

Диагностика

Речь у каждого ребенка формируется индивидуально, но есть конкретные ориентиры:

  • в 1,5 года у ребенка сформирован указательный жест пальцем и понимание обращенных слов;
  • в 3 года речь должна быть связная. Малыш должен произносить простые предложения: «Хочу к бабушке», «В зоопарке живет лошадка».

Отклонения допускаются на 2-3 месяца для девочек и 4-5 месяцев для мальчиков.

Задержка речевого развития 4 годаКомплексную диагностику проводят специалисты разного профиля.
Фото: globallookpress.com

Лечение задержки речевого и психического развития у детей невозможно без правильной диагностики, в Самаре это комплексная процедура, в которой задействована целая группа специалистов. В их числе: педиатр, детский невролог, ЛОР, психиатр, логопед и детский психолог.

Педиатр оценивает общее возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог назначает дополнительные обследования: электроэнцефалограмму, УЗИ, в том числе артерий головы при необходимости. ЛОР-врач проверяет остроту слуха, наличие аденоидов. Логопед — состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной коммуникации. Психолог — психомоторное развитие. Психиатр проверяет наличие или отсутствие мутизма, общего недоразвития речи, олигофрении, расстройств аутистического спектра.

Результаты всех исследований анализирует детский невролог. Он же назначает лечение.

Методы лечения

Лечение задержки речевого и психического развития у детей в Самаре — это не только медицинские процедуры, но также работа педагогов и родителей. В зависимости от ситуации и причин, вызвавших проблемы, применяются следующие методы:

  • транскраниальная микрополяризация, или ТКМП. Это воздействие током слабой силы на зоны, ответственные за моторную часть и смысловую нагрузку речи;
  • медикаментозная коррекция ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
  • микротоковая рефлексотерапия;
  • магнитотерапия;
  • массаж, общий и логопедический;
  • электроакупунктура — воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны;
  • работа с психологом;
  • медикаментозное лечение (лекарства, питающие нервную систему и улучшающие работу мозга в целом).

Задержка речевого развития 4 годаДети лучше обучаются в игровой форме.
Фото: globallookpress.com

Важно также создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: чаще разговаривать с ним, внятно и разборчиво называть предметы или действие, которое попадает в поле зрения малыша, создавать ситуации, в которых необходима речь. Обязательно поощряйте попытки говорить.

Добрый день!
Дочке 2 года 7 месяцев.
Родилась путём экс (у меня было давление всю беременность). По шкале апгар 8/9. Ни гипоксий, ничего другого не ставили. Все было в норме всегда. Села в 7 мес. Пошла в 1.1
Очень активная, физически развита. Рисуем, лепим, собираем пазлы, развиваем моторику и прочее. В общем занимаюсь с ней много. Читаю ей много. Но беда — не разговаривает. Точнее в арсенале порядка 70 слов (плюс звуки животных). И те криво. Четко только мама папа баба и тп. А так ломано говорит (не получается повторять слова за взрослыми) например, люблю — тюбтю, конфета — тютю, шапка — капка, гулять — дея, горка — гого, банан — мама, яблоко — бебе, море — моте, кошка — кока, дай — да, чай — тея и тп. Из фраз только папа пиет (папа привет), баба пока и тп.
Были у 2х неврологов. Один говорит ждать до 3х. Другой назначил пантогам, кортексин и глицин.
Записались на дневное ээг. Но нужно ли оно? Ээг же показывает эпи активность. Просто сложно будет удержать дочку. Плюс боится врачей — будет орать. Так ли нужно это обследование, подскажите?
И вообще, что можете сказать касаемо нашей ситуации. Интересно послушать ещё мнение врачей

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Ссылка на основную публикацию