Занятия с детьми 1 5 года

Занятия с детьми 1 5 года

В настоящее время существует огромное количество самых разных игр, которые предлагаются для занятий с детьми. Но возникает вопрос: как не забыть и не упустить что-то? Жизнь настолько многообразна, количество понятий и взаимосвязей столь велико, информации, с которой нужно познакомить ребенка, столько много, что необходима какая-то система, какой-то план. Кроме того, нужно развить многие физические и умственные навыки, подметить склонности ребенка. Безусловно, можно составить план на день. Допустим так: понедельник — пальчиковые игры, музыка, игры на развитие речи; вторник — рисование, гимнастика и т.д. В сети встречаются уже составленные планы для детей 1,5-3 лет, можно сделать план самой. Но жить по планам с маленьким ребенком сложно, практически невозможно. Слишком много зависит от текущего дня — от здоровья, от настроения, от наличия времени, от имеющегося материала. Пришли гости и подарили новую игрушку — и все планы нарушились!
И вот возникла идея написать не план, а просто памятку. Взглянув в эту памятку можно тут же вспомнить, во что давно не играли, чем давно не занимались. Можно выбрать что-то по настроению или в зависимости от случая. Предлагаю пример такой памятки. Мне кажется, что она должна быть на одном листе. Два листа наверняка потеряются. А эту можно распечатать на двух листах, наклеить на картон с двух сторон и пользоваться довольно долго.

ПАМЯТКА ПО ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ 1,5-3 ЛЕТ

Физическое развитие и шумные игры
• ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
• бег (догонялки, с препятствиями)
• игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
• прыжки (через препятствия, резинки, классики)
• лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
• для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
• хороводы и танцы
• висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
• плаванье или игры в воде
• прятки и жмурки
• зарядка в т.ч. со стишками
• велосипед, беговел, самокат
Моторика
• Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
• Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
• Что-то рвать
• Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
• Всякие липкие картинки
• Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
• Шнуровки разные
• Песок (куличики, секретики)
• Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
• Конструкторы, кубики, блоки
• Пальчиковые игры
Творчество
• Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
• Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
• Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
• Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
• Ножницы детские (учиться резать)
• Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
• Обводить формочки
• Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
Ролевые игры
• Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
• Магазин, парикмахерская
• Машинки и другие виды транспорта
Память, логика, цвет, форма, объем
• С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
• Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
• Домино
• Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
• Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
Слух, запах, вкус, тактильные ощущения
• Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
• Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
• Угадывать запахи и вкусы
• Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
• Выполнение команд
Чтение, счет, развитие речи
• Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, карточки Домана и прочие.
• Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
• Вставлять слово или фразу в стишок
• Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,
• Придумать имя предмету, дню
• Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
• Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.
Мир вокруг нас
• Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
• Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
• Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
• Выращивать растения, кормить птиц
• Свет и тени
• Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
• Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
• Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице). Что съедобное что нет.
• Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
• Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
• Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
• Общение, этикет, телефон, вежливость
• Измерения (рост, длина, вес, объем)
• Художники (книги, презентации, репродукции, архитектура)
• Зоопарк, кукольный театр и другие мероприятия, в гости, общение с детьми

Когда в семье растет ребенок, то взрослые хотят для него большего, чем было в их собственном детстве и с раннего возраста водят в разные клубы, кружки, секции. В этом году мы открыли группу развития от 1,5 лет до 2. Для себя и для родителей мы определили цели этой группы: формировать позитивное отношение к себе, к людям, к окружающему миру, получать удовольствие от изучения мира, от движения, от труда.

Наши занятия состоят из трех частей, разных по времени.

В первой части мы знакомим детей с окружающим миром, через игрушки, картинки, звуки, развивая ведущие каналы восприятия, делая упор на развитие кинестетического канала, потрогать, погладить, показать, послушать и т.д. Дети с большим любопытством трогают игрушки, рассматривают картинки, щупают, гладят, показывают мамам и отвечают на вопросы.

Вторая часть (большая по времени) посвящена тому, что мы берем систему упражнений, которые выполняет мама с малышом с целью раскрытия природных данных ребенка, чтобы он был ловким, свободным, чтобы любил движение. Эту идею мы взяли у Эллы Глушковой. При выполнении физических упражнений малышей в парах с мамами, интересно наблюдать такую тенденцию, если ребенку знакомы упражнения, то он с большим удовольствием выполняет их. Если же они для него непривычны и новы, то при несбалансированной системе «тело-интеллект» у детей включается сопротивление, которое вызвано дискомфортом мышечного тонуса. И здесь важно чтоб мама понимала и не настаивала на выполнении упражнения немедленно.

Третью часть занятия мы называем творчеством. Здесь мы знакомим детей с цветом, карандашами, красками, бумагой, пластилином. В этом части дети рисуют, клеят, лепят .

В творческих задания дети с удовольствием хотят сами работать кистями и карандашами, им интересно мять пластилин, клеить частички салфеток или рисовать линии. Их увлекает процесс, что собственно и способствует развитию ребенка.

Выстраивая занятие с учетом возрастных особенностей, отведенное время 30 минут пролетает незаметно, создает хорошее настроение, у детей закрепляет позитивное отношение к деятельности. А открытая и доброжелательная обстановка в группе формирует в детях доброжелательное отношение к окружающим людям.

У нас камерная группа, четверо детей и четверо взрослых, поэтому каждый родитель видит как развивается его ребенок, как реагирует, как понимает. Это помогает родителям лучше понять своего ребенка.

От занятия к занятию меняется поведение детей, их отношение к предметам. Взрослые поощряют детей к проявлению самостоятельности. Дети с удовольствием помогают родителям убирать рабочее место и приносят то что их просят.

Успехов всем родителям и педагогам, если кому-то наш опыт покажется интересным, пишите, спрашивайте, ответим.

Родители часто задаются вопросом, когда лучше начинать приобщать детей к тем или иным занятиям. Сторонники системы Монтессори считают, что делать это нужно начинать в самом раннем возрасте, еще до года. В этот период уже можно с помощью простых упражнений стимулировать вокализацию, появление речи. А развитие ребенка 1-2 лет по системе Монтессори можно проводить в группах под присмотром воспитателей и родителей, а также дома.

Как проходят занятия по развитию детей 1-2 лет в группах

В специализированных центрах, где проводятся занятия по системе Монтессори, набираются группы детей по возрастам. С самыми маленькими, теми, кому едва исполнился годик, также занимаются. Их формируют в небольшие по количеству группы (5-10 человек). Главный вопрос к родителям, при приеме малышей, заключается не в том, сколько полных месяцев ему исполнилось, а в том, насколько уверенно он умеет ходить. Ведь развитие ребенка 1-2 лет по системе Монтессори подразумевает предоставление ему полной свободы в выборе занятия.

Занятия с детьми 1 5 года

Оборудование игровых зон в центрах развития соответствует росту детей. Все пособия располагаются так, чтобы малыш мог самостоятельно их взять, а затем положить на место.

Чем отличается методика Монтессори от обычных занятий?

Развитие ребенка по традиционной системе предполагают строгий регламент и выполнение определенных заданий. Детей усаживают за столы или парты, ставят перед ними задачи. Не все малыши, особенно в младшем возрасте могут уложиться по времени в выполнение заданий. Но, воспитателю приходится переходить к следующему упражнению, так как программа предполагает ограничение во временных рамках. Маленький человек еще не успел освоиться, например, с пирамидкой, а воспитатель уже выдает ему следующее пособие.

Система Монтессори предлагает малышу самостоятельно выбрать предметы, с которыми он хочет играть. Она не накладывает временных рамок. Дети изучают игрушки и выполняют действия с ними столько времени, сколько им интересно.

Что представляет собой комната для занятий по развитию ребенка 1-2 лет

Занятия с малышами в центрах по развитию детей проводятся в большом помещении, где общее пространство разделено на тематические зоны. Зонирование производится с помощью невысоких перегородок. Оно предполагает наличие различных модулей:

  1. Ниши с умывальниками, где дети могут помыть руки, набрать воду в лейку, намочить тряпочку.
  2. Зона, где висит одежда и стоит обувь. При желании малыш может взять любую из вещей и надеть ее на себя.
  3. Отделение с инструментами для уборки. Там находятся швабры, ведерки, тряпки, веники. С помощью этих предметов малыш при желании может заняться уборкой.
  4. Кухня, где может лежать настоящая картошка, чеснок, лук и другие продукты. Также там находятся кастрюльки, тарелки, столовые приборы.
  5. Уголок с игрушками в виде фигурок животных.
  6. Детская комната с куклами, игрушечными колясками, колыбельками.
  7. Зона с зеркалами, украшениями, расческами и еще много разнообразных модулей.

Родителям не стоит переживать, если сын или дочь не хочет посещать ту или иную зону. Это вполне нормально. Малыш идет туда, где ему интересно. И если, например, девочка охотно играется с кубиками, коробочками и шариками, не нужно настаивать на том, чтобы она занималась куклами.

Роль родителей

Первые занятия по системе Монтессори, направленные на развитие ребенка 1-2 лет проводятся под наблюдением и при непосредственном участии родителей. Позже, когда малыш хорошо освоится в группе, мамы могут оставить его под присмотром воспитателя, а сами подождать в соседней комнате.

Занятия с детьми 1 5 года

Но, особенность методики в том, что родители не должны подсказывать малышу или направлять его в ту или иную сферу. Например, попав в комнату с большим количеством разнообразных тематических зон, дети не могут за один час познакомиться и посетить их все. Но, это и не является целью. Детям предоставляется выбор. Они должны сами пойти туда, где им наиболее интересно. Задача родителей лишь в том, чтобы присматривать за ними и, если понадобится, помочь освоить новые умения.

Задача взрослых постоянно следить, чтобы малыш не тянул в рот мелкие игрушки и детали, которых довольно много в подобных игровых комнатах.

Взрослые в игровом процессе развития ребенка 1-2 лет выполняют роль не наставника, а помощника. Например, педагог может предложить мамам принять участие в музыкальном занятии. При этом детей не заставляют, как обычно, становиться в круг и всем выполнять какие-либо движения. Воспитатель играет с родителями, а малышам предоставляется возможность самим изъявить желание присоединиться к игре или проигнорировать этот вид деятельности.

Взаимодействие другими детьми

Все игрушки и предметы в игровых комнатах для развития ребенка 1-2 лет по Монтессори представлены в одном экземпляре. Это делается намеренно, чтобы маленькие члены общества учились договариваться друг с другом. Помогают им в этом воспитатели и родители.

Занятия с детьми 1 5 года

Педагоги объясняют мамам и папам, как правильно реагировать, если малыш капризничает, отбирает игрушки у других детей.

Развитие ребенка 1-2 лет по системе Монтессори дома

Далеко не у всех родителей есть возможность водить детей в специализированные центры. Но, система Монтессори хороша тем, что ее можно успешно практиковать дома. Мамы могут сами освоить с детьми игры, направленные на развитие моторики, воображения, тактильных ощущений. Для этого не нужны особые материалы или дорогостоящие пособия. Все что нужно для занятий обычно уже есть в каждом доме.

Комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

1. Ходьба по наклонной доске (рис. 58). Укрепляют доску, приподняв один ее край на 20 — 25 см от пола. Слегка помогая ребенку, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить 4 — 6 раз.

Занятия с детьми 1 5 года

Рис. 58. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

2. Подползание под веревку. Вешают верев­ку на высоте 25 — 35 см. Показывая ребенку игрушку по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторить 4—5 раз.

3. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 59). Побуждают ребенка перелезать через ящик, бревно или скамейку, установленные в саду, слегка помогая ему. Повторить 2—3 раза.

Занятия с детьми 1 5 года

Рис. 59. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

4. Поочередное поднимание н о г. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40 — 50 см от пола. Ребенок поочередно пальцами то одной, то другой ноги пы­тается достать палку. Повторить 3 — 4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках. На полу ле­жит широкая доска, покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается продвигаться по доске. Проделать 3—4 раза.

6. Бросание мяча в цель. Ребенок держит в руке малый мяч. Побуждать его бросать мяч в горизонтальную цель — корзину, поставленную на расстоянии метра. Повто­рить 4—6 раз.

7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взби­раться на лесенку на высоту 1,5 м. Повторить 1- 2 раза.

8. «Спрячь флажок». Ребенок садится на стульчик и держит в руках два флажка. По команде взрослого он под­нимает руки с флажками вверх, вытягивает их вперед и затем, сильно наклоняясь вперед, прячет под стульчик. Повторить 3—5 раз.

9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шири­ной 25 — 30 см. Ребенок проходит по ней с поднятыми в сто­роны руками. Затем ту же доску устанавливают горизонталь­но на высоте 15—20 см. Ребенок повторяет упражнение Выполнить по 2—4 раза.

10. Игра «в лошадки». Взрослый, закрепив «вожжи» на плечах ребенка, предлагает ему побегать, удерживая

Продолжительность всего занятия — 15—18 минут.

Комплекс для детей 2—2,5 года

1. Ходьба по кружкам. Мелом на полу чертят несколько кружков диаметром 50 — 70 см. Побуждают ребен­ка перешагивать из одного кружка в другой, стараясь не на­ступать на черту. Повторить 4—6 раз.

Занятия с детьми 1 5 года

Рис.60. Комплекс для детей 2—2,5 года

2. Сесть и лечь (рис. 61). Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом, шкафом или их удерживает взрослый. Побуждать его сесть, и лечь не сгибая ног. Повторить 1-3 раза.

Занятия с детьми 1 5 года

Рис.61. Комплекс для детей 2—2,5 года

3. Лазание (рис. 62). Ребенка побуждают взобраться на 3 — 4 ступеньки установленной стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить 2—3 раза.

Занятия с детьми 1 5 года

Рис.62. Комплекс для детей 2—2,5 года

4. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке малый мяч. Его побуждают бросать мяч в установленную вертикальную цель (обруч диаметром 50 — 60 см, прикреп­ленный к стенке на уровне глаз ребенка) на расстоянии 80—100) см. Повторить 3-4 раза.

5. Перешагивание через веревку. Закреп­ляют веревку на высоте 22— 28 см над полом. Ребенок пере­шагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить по 2 — 4 раза.

6. «Достань предмет». Ребенок садится на ков­рик; рядом с ним кладу различные мелкие предметы — кубики, кольца и пр. Ребенка побуждают доставать предмет и, поворачивая туловище, класть его по другую сторону от себя. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.

7. Игра «Догони мяч». Взрослый подзывает к себе ребенка, бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести мяч. Игра повторяется 4-6 paз

Ссылка на основную публикацию