Значение игры в развитии ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Значение игры в развитии ребенка

Некоторые акценты, о которых важно помнить в процессе развития и воспитания ребенка

Основные положения:

  • Игры очень важны для всестороннего развития ребенка.
  • Самое главное – обеспечить малышу спокойную и безопасную обстановку.
  • Когда мы играем, мы живем более счастливой, здоровой жизнью и позитивнее воспринимаем ее.

​Очень важно поощрять различные игры

Играть – это всегда весело. Игры важны и должны поддерживаться и поощряться с самых первых дней жизни ребенка, ведь благодаря активному участию в них он приобретает следующие навыки:

  • воображение и творческий подход;
  • навыки чтения, письма и счета;
  • навыки решения проблем;
  • социальные навыки, в том числе способность ладить с другими людьми и разрешать конфликты;
  • физические навыки, в том числе координацию, равновесие, гибкость;
  • умение грамотно высказываться и внимательно слушать;
  • уверенность в себе;
  • понимание других людей и способность воспринимать их различия;
  • понимание себя и своего места в этом мире.

​Все эти навыки также являются важной частью обучения вашего ребенка в школе.

Существует огромное многообразие игр

Существует много различных видов игр. Например, ролевые игры, игры на развитие воображения, игры в компании, игры-головоломки, всевозможные творческие игры с использованием повседневных бытовых предметов, игры на правильное распределение и классификацию предметов, обучающие игры и тихие неспешные игры, например, собирание пазлов или конструкторов. Играя, дети могут придумывать собственные правила или следовать уже установленным. В любом случае, они учатся важности и ценности самого существования правил и следования им.

Сначала в течение какого-то времени ваш ребенок может наблюдать за тем, как играют другие дети, и лишь потом присоединиться к ним, особенно если он находится в новых или необычных для себя условиях. Или же он может сидеть и играть рядом с другими детьми, но не играть вместе с ними. Не стоит волноваться из-за этого. Рано или поздно игры помогают ребенку построить хорошие дружеские отношения.

Насколько возможно, старайтесь знакомить ребенка с другими формами и разновидностями игр и побуждайте его играть с другими детьми. Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие в не зависимости от того, играет ли он один или в компании других детей.

Роль родителей в играх ребенка

Конечно, самое главное, что родители должны сделать, – это обеспечить ребенку спокойную и безопасную обстановку для игр. Но это не значит, что вы должны обязательно присутствовать при играх своего ребенка. Хотя играть с ним очень важно и весело, важно также развивать у него независимость и самостоятельность.

Вы можете просто сидеть, смотреть и наслаждаться, как посредством игры ваш ребенок учится, исследует и испытывает новые идеи и концепции. Вы также можете стать руководителем и организатором пространства, времени и реквизита, которые необходимы для его игр. Возможно, вам придется решать некоторые конфликты ребенка, будьте к этому готовы.

Если ваш ребенок нездоров или имеет особые потребности, вы можете играть роль ассистента, приглашая детей, которые стесняются или не знают, как присоединиться к игре. Возможно, вам необходимо будет подключиться самому или, если не стать участником игры, то просто находиться рядом. Тогда вы сможете познакомить ребенка с чем-то новым или показать, как использовать что-то иным способом, и надеяться, что ребенок будет повторять за вами.

Всегда помните, что это не ваша игра, а игра вашего ребенка. Он в ней главный!

Игривость, веселость сопровождают нас на протяжении всей жизни. Исследователи полагают, что, когда мы играем, мы живем более счастливой, здоровой жизнью и позитивнее смотрим на нее.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.

3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ. ИГРАЕМ. Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.

Новые знания, которые надлежит получить ребенку, лучше усваиваются в игровой форме. Развивающие игры для деток-замечательный способ сделать процесс обучения ребенка увлекательным и более эффективным Великое счастье — изо дня в день смотреть на растущих детей. Все в ваших руках. Педагоги и психологи сошлись во мнении, что лучшая форма — это игровая. Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Давайте разберем самые эффективные виды игр для детей разного пола и возраста, которые активируют внимание, восприятие, воображение, память, логику и мелкую моторику.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Для того, чтобы успешно обучаться в школе и постигать мир в целом, ребенку нужно иметь гармонично развитые качества.

  • Базового опыта
  • Развития познания
  • Эмоционального и языкового развития
  • Физической подготовки
  • Умения общаться
  • Зрительного восприятия, различения и памяти
  • Слуховых способностей
  • Отношения к книгам
  • Общей и психологической готовности

Развивающие игры — самый естественный способ подготовить ребенка к школе. Они основаны на таких принципах:

  1. Принцип сочетания игры и обучения
  2. Принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  3. Принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  4. Принцип активизации умственного развития ребенка.

С этими принципами ребенок будет эффективно всесторонне развиваться — в них заложены все условия, формирующие детское развитие.

Каждый возрастной период развития ребенка предназначен для освоения нового. Развивающие игры формируют многие умения и навыки, например, держать предметы, быть усидчивым, внимательным и многое другое. В процессе игры у ребенка формируется эмоциональная сфера и совершенствуется мелкая моторика рук. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребенка.

Виды развивающих игр для малышей:

  • Раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • Мягкие пазлы большого размера
  • Игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • Игры, развивающие логику.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Игры, в которых надо что-то отгадывать и расшифровывать, очень нравятся малышам и детям постарше. Благодаря загадкам малыш больше узнает об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребенок может заниматься самостоятельно.

Игры детей от 0 до 3 лет

Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребенка Это время формирование его как личности, ведь психические процессы начинают развиваться. Личностные качества, например, лидерство, успеваемость в учебе и другое, зависит от того, в какие игры он играет.
Как правильно подобрать содержание игр с учетом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познает мир.Малыш мнет, рвет, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребенок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребенку соответствующие игрушки Эти игрушки должны обеспечивать познавательное развитие малыша и его становление в социуме: аналогии разных предметов. Например, игрушечный телефон, посуда, лопатки, кубики, пирамидки, механические игрушки и многое другое. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: он должен развиваться физически.

Для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе В этот период важно подготовить руку к письму, к приобретениям навыков чтения и письма Игры должны развивать мелкую моторику детских рук: конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.
Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, все также развивают разнообразные способности Командные настольные игры, а также деловые детские игры, способствующие социализации, коммуникативности и развитию мышления, нравятся младшим школьникам. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя Возможно, особенно девочкам, понравится учиться шить, вышивать, создавать что-то своими руками. В современном мире, в этом возрасте у детей актуальность приобретают компьютерные игры, которые могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребенок сидит за компьютером.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребенка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Выводы:

Каждый ребенок абсолютно уникален и индивидуален, и его развитие происходит в своем темпе.

Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать ребенка в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Не расстраивайтесь, если малыш не справляется с заданием: просто предложите ему поиграть во что-то другое. Настроение и интерес ребенка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Играйте вместе с малышом, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребенка игрой. Это не только пойдет во благо его развития, но и доставит вам море позитивных эмоций. Уделяйте играм время, но не перегружайте ребенка. Развивающие игры помогают развивать индивидуальные качества ребенка, поэтому важно не утомлять его ими. Иначе они могут ему надоесть, тем самым отбив желание учиться и играть. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение игровой деятельности для общего развития ребенка

Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.

Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:

  • Произвольной памяти;
  • Произвольного внимания;
  • Концентрации внимания;
  • Запоминания;
  • Образного представления;
  • Воображения;
  • Продуктивных видов деятельности;
  • Мотивационной сферы деятельности ребенка;
  • Рефлексивного мышления.

Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 440 руб.
  • Реферат Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 230 руб.
  • Контрольная работа Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 250 руб.

Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.

Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.

Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:

  1. Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
  2. Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности. Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
  3. Мотивационная деятельность. В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.

Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игрушка как средство психического развития детской личности

Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.

На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.

В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.

В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.

Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.

В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Однако, по мнению этих ученых, наиболее существенным является то, что сюжетно-ролевая игра дает эффект общего психического развития.

Прежде всего, ролевая игра способствует развитию моти-ваци- онно-потребностной сферы ребенка. В условиях игры в результате ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы. Ребенок не просто хочет быть «как взрослый», он постоянно стремится к тому, чтобы стать взрослым, заниматься значимыми для взрослых видами деятельности. Этот мотив, наряду с познавательном интересом, также формирующимся в конце дошкольного возраста, является благоприятной основой для начала систематического обучения в школе.

Игра способствует и развитию произвольности поведения и психических процессов. Произвольное поведение — способность человека действовать в соответствии с образцом и контролировать свое поведение путем сопоставления с этим образцом.

Поскольку в любой роли в скрытом виде заключены определенные правила поведения, принятие ребенком на себя какой-либо роли дает возможность осуществлять волевое поведение. Роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: он контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Он осознает также смысл социальной функции контроля, что важно для его развития как социального существа.

Л. С. Выготский, рассматривая формирование произвольного поведения, писал: «Ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется. В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняться правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию» (26). Таким образом, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка — действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли.

Поэтому в ситуации игры у дошкольников значительно выше качественные и количественные показатели произвольного запоминания

(3. М. Истомина), построения сложного движения (А. В. Запорожец). Наибольшие различия в показателях в условиях игры и вне ее наблюдаются в поведении детей 5—6 лет (3. М. Истомина). Этот возраст является кульминацией в развитии сюжетно-ролевой игры. На седьмом году жизни различие в показателях становится менее заметным, что говорит о переходе психических функций на другой, более высокий произвольный уровень. В ходе решения игровых задач создаются также условия для осознания ребенком собственных действий (запоминание, припоминание, выполнение отдельных операций при осуществлении сложного движения, контроль за выполнением действия).

Важно отметить также и тот факт, что в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения. Мы уже упоминали, что в игре выделяются разные планы взаимоотношений детей: ролевые и реальные, обеспечивающие распределение ролей, атрибутов, коррекцию выполнения роли. Существуют различные точки зрения на то, какой из двух уровней отношений наиболее важен для развития нравственных форм поведения ребенка. Одни считают, что, отображая в системе ролевых отношений нравственные формы поведения людей, ребенок тем самым усваивает их. В этом случае педагогическая задача ограничена рамками «хорошего» сюжета, неоднократно повторяющегося. Вероятно, нельзя не согласиться с тем, что сюжет и содержание игры существенно влияют на развитие у ребенка его нравственных представлений. Принимая на себя разнообразные роли, дети за счет изменения позиции могут научиться выделять переживания других людей, выделять нравственный смысл поступков, однако часто бывает так, что в игре, изображая доброго и заботливого врача, мальчик начинает драться со своими «пациентами», едва выйдя из игровой ситуации.

Другая точка зрения связана с тем, что важнейшими для присвоения детьми нравственных отношений и формирования у них соответствующих мотивов поведения являются реальные отношения детей в игре (А. П. Усова, С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк). Следовательно, при организации игр нужно не только многократно повторять сюжет с нравственным содержанием, но и обращать внимание детей на эмоциональные переживания персонажей, способствовать тому, чтобы они верно передавали характер этих переживаний, добиваться того, чтобы они разыгрывали как привлекательные, так и непривлекательные роли, не оставлять без внимания их конфликты в игре, учить считаться с интересами, желаниями сверстников.

Рассмотрим значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка. Прежде всего, в игре осуществляется переход практических действий в умственный план. До появления сюжетно-ролевой игры в раннем детстве возможности ребенка ограничены узкими пределами практического манипулировании предметами. С появлением игры в его жизни положение коренным образом изменяется. Игра дает возможность воссоздать в активной, доступной форме такие сферы действительности, которые при других условиях были бы недосягаемы, а, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены (А. В. Запорожец) . В игре воспроизводится труд и быт взрослых, события их жизни, отношения между ними. На первых порах игровые действия носят максимально развернутый характер и требуют обязательной материальной опоры в реальных предметах или замещающих их игрушках. В дальнейшем, как мы уже отмечали, снижается значение материальной опоры, действия начинают сокращаться и обобщаться. Существенное значение при этом имеет речь. У говорящих детей стихийно возникающее или стимулируемое взрослыми словесное формулирование игрового замысла, речевое обозначение совершаемых поступков, игровое переименование предметов способствует сокращению и обобщению игровых действий, а также переносу их в новые ситуации, то есть действия начинают замещаться словом: ребенок может некоторые эпизоды, связанные с игровой ситуацией, передавать вербально. Игра, следовательно, представляет собой своеобразную практику оперирования словам. Затем многое начинает совершаться в плане воображения, в умственном плане, поэтому воображение не проявляется, а появляется в игре (Л. С. Выготский). У старших дошкольников в игре много воображения, а действия внешние как бы чередуются с действиями внутренними. В игре развивается не только воображение, но и образное мышление ребенка, формируется способность анализировать свои действия, поступки, мотивы поведении, соотносить их с поступками других людей (рефлексивное мышление), появляется способность видеть мир не только со своей непосредственной точки зрения, но и с позиции другого человека («интеллектуальная децентрация») (Д. Б. Эльконин).

Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение игровой деятельности для общего развития ребенка

Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.

Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:

  • Произвольной памяти;
  • Произвольного внимания;
  • Концентрации внимания;
  • Запоминания;
  • Образного представления;
  • Воображения;
  • Продуктивных видов деятельности;
  • Мотивационной сферы деятельности ребенка;
  • Рефлексивного мышления.

Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 460 руб.
  • Реферат Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 230 руб.
  • Контрольная работа Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 220 руб.

Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.

Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.

Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:

  1. Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
  2. Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности. Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
  3. Мотивационная деятельность. В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.

Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игрушка как средство психического развития детской личности

Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.

На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.

В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.

В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.

Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.

Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

Замечательный советский педагог А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал решающее влияние игры на формирование личности ребёнка. Так, он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

В этом высказывании отмечается общее значение игры для развития ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяются ребёнком в игр

Игра оказывает большое внимание на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В нутрии игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится, как к своеобразной игре с определёнными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

В игре складываются и продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Рисуя, ребёнок разыгрывает той или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимо от игры.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи, имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением, механизма подчинения правилам, который затем проявляется в других видах деятельности ребёнка.

Эльконин говорит, что в игре происходит формирование важнейших сторон личности ребёнка-дошкольника как члена общества. У неё возникают новые, более высокие по своему общественному содержанию мотивы, и происходит подчинение этим мотивам непосредственных побуждений, формируются механизмы управления своим поведением, происходит овладение нормами морали взрослых людей.

В ролевой игре возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении первичной формы личного сознания.

Характерной особенностью подавляемого большинства психологических теорий, распространенных на Западе, является биологизация человеческой психики, отрицание качественно нового типа психического развития на стадии человека. В понимании игры это выражается двояко. [10]

С одной стороны, игра рассматривается как деятельность, в равной мере присущая животным и человеку. Здесь, в сущности, игра не создает ничего нового. Она выступает как средство, облегчающее решение ребёнком частных проблем, тем самым лишь способствует реализации того, что у ребёнка уже имеется.

С другой стороны, игра понимается как специфическая деятельность, связанная с развитием психики человека. В этом случаи игра рассматривается как способ, обеспечивающий успешную адаптацию ребёнка к социальному миру, но не обуславливающий качественных изменений в психике. Необходимо так же отметить важное значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В сюжетно-ролевой игре, подчеркивает Эльконин Д.Б. [24], в результате эмоционально-действенной ориентации ребёнка в смыслах человеческой деятельности, возникает и получает своё развитие и новая психологическая форма мотивов. Д.Б. Эльконин предполагает, что «в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму намерений, стоящих на грани сознательности».

Вы здесь

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться. Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

В пед. теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло — космическая ракета, плюшевый пингвинчик — отважный путешественник).

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

В русле игры происходит разностороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра — самостоятельная деятельность ребенка, с др. стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). В играх развиваются творческие способности ребенка, которые проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек — поделок, элементов костюма.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, про сто неосторожным словом.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

— отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

— реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо др. видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл — убери игрушки на место», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, чистят мягкие игрушки.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации вигре.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «. Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что — либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми ,- их называют творческими или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по — настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.
Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры» . Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные , хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.

Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника» , в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская и образно- ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И.Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно.

Ссылка на основную публикацию